В незапамятные времена единственным доступным источником аудиовизуального контента был телевизор. Тот самый, что бабушка с любовью протирала тряпочкой во время уборки. Какой он был? Большой, «пузатый», с парой-тройкой кнопочек справа от экрана. Когда в нашей жизни начали появляться компьютеры, окном в мир развлечений и интернета стал монитор – всё такой же, «пузатый». Но, времена меняются, а вместе с ними и технологии. И вот, каких-то 10-15 лет спустя, встретить «пузатый» монитор практически невозможно: кругом смартфоны, производители которых кичатся потрясающей цветопередачей, дисплеи ноутбуков с умопомрачительным разрешением и телевизоры «с трехмерной глубиной благодаря мощным нейросетям (с)». В этом многообразии вариантов довольно непросто разобраться. Предлагаю немного окунуться в вопрос разницы матриц, попутно рассмотрев наиболее популярные, на сегодняшний день, варианты.
Прежде чем рассматривать виды дисплейных панелей, вспомним, по каким основным характеристикам подбирается дисплей. К слову, именно эти характеристики являются главными маркетинговыми «бомбами» для производителей.
Наиболее простым и понятным параметром является разрешение экрана. Наверняка Вы сталкивались с этим словосочетанием, меняя настройки в своей любимой игре. Разрешение экрана – это число пикселей, которым располагает монитор. На текущий момент есть множество типовых разрешений экрана. Наиболее популярные – 1080p, 720p и 4K. 1080p, например, соответствует разрешению экрана в 1920 на 1080 пикселей (где 1920 – по горизонтали, а 1080 – по вертикали). Соответственно, чем больше пикселей на мониторе, тем чётче изображение, тем больше деталей можно рассмотреть.
Следующее, довольно популярное понятие – частота обновления. «Да тут экран – 120 герц», — что-то такое Вы могли слышать от какого-нибудь приятеля, который купил себе новый смартфон. Эти самые «120 герц» и есть частота обновления дисплея. Это значит, что экран может отобразить 120 разных изображений за секунду. Например, при скролле ленты в мессенджере, экран на 60 герц будет оставлять еле-заметный шлейф от текста или изображений, а на 120 – нет, так как картинка там отрисовывается гораздо быстрее.
Далее – время отклика. Это время, которое требуется пикселю на изменение цвета. В случае, если время отклика большое – Вы будете наблюдать цветовые ореолы или другие неприятности в динамичных сценах.
Немаловажный пункт – углы обзора. Тут всё просто: если вы смотрите на экран не под прямым углом, со стороны, и ничего не видите – у Вашего монитора плохие углы обзора. Если же даже в самом неудобном ракурсе текст остаётся читаем, а изображение не «уходит» в инверсию – у вас хорошие углы обзора.
Цветопередача. Исходя из самого понятия ясно, что этот параметр отвечает за способность дисплея отображать цвета. Цветопередача имеет разные стандарты и является крайне важным аспектом для фотографов, дизайнеров и видеомонтажеров. Основными стандартами являются Adobe RGB, NTSC, sRGB или цветовой охват P3.
Яркость. Здесь всё также просто. Яркость измеряется в нитах, а количественный показать влияет непосредственно на то, насколько ярким будет изображение. Например, при яркости в 250 нит можно вполне комфортно работать в офисе. Однако, если требуется работа в ярко-освещенных помещениях или на улице, следует присматриваться к модулям с показателем в 450 нит.
Рассмотрев основные параметры, перейдем к типам матриц и их отличиям.
ЭЛТ – электронно-лучевая трубка. Вкратце, это работает так: электронный луч попадает в экран, который покрыт люминофором. От воздействия электронов люминофор начинает светиться, а быстро перемещающееся пятно переменной яркости создаёт на экране изображение. Подобные мониторы (как и телевизоры), отличаются громоздкостью и большим весом. Нынче их практически не встретить, а технология их работы разительно отличается от современных панелей. ЭЛТ-монитор не может выдать 4К-разрешение, его максимум – аналоговые стандарты двадцатилетней давности. Однако, они не настолько плохи. Не смотря на слабое разрешение или цветопередачу, они обладают высокой скоростью отклика, большой контрастностью и глубиной изображения. Тем не менее, на сегодняшний день ЭЛТ-мониторы – рудимент, оттого приобрести их новыми практически невозможно.
TN – Twisted Nematic. TN-матрицы – самые дешевые матрицы на рынке. Их основным недостатком являются углы обзора. С годами вендоры научились производить TN-матрицы с достойными углами обзора по горизонтали, но по вертикали они всё ещё очень плохи. Любое смещение относительно дисплея в сторону приводит к изменению цветов изображения. Также данные панели отличаются посредственной цветопередачей, из-за чего их использование годится разве что в бытовых задачах. Они способны передавать глубину цвета в 6 бит на канал, поднимая её до 8-ми при помощи FRC (FRC – Frame Rate Control – быстрое мерцание субпискелей). Однако, подобное мерцание может стать существенным недостатком для чувствительных глаз. Тем не менее, они обладают очень быстрым откликом. Показатель в 1 мс является вполне нормальным явлением.
VA – Vertical Alignment. Это всё ещё не пресловутый IPS, но в разы лучше, чем TN. Данные матрицы обладают лучшей цветопередачей, нежели IPS, и достаточными углами обзора. Они выдают восьмибитную глубину цветовой гаммы. В случае необходимости, она может быть поднята до 10, также благодаря технологии FRC. Однако, их показатели всё ещё не дотягивают до IPS. Скорость отклика у VA-матриц – от 5 до 10 мс, что является достаточным показателем для просмотра динамических сцен и игры в шутеры.
IPS – In-plane switching — наиболее желанные и сбалансированные на данный момент матрицы. Используются в сегменте премиум-дисплеев и популярны среди дизайнеров и фотографов. Глубина цветопередачи – настоящие 10 бит на канал, что позволяет профессионально использовать их для цветокоррекции. Время отклика на таких матрицах – 5 мс. Однако, у них есть недостаток – уровень черного цвета. IPS-матрицы плохо блокируют фоновую подсветку, отчего желаемый чёрный цвет зачастую имеет синеватый или фиолетовый оттенок. Подобного недостатка лишены OLED-матрицы.
OLED – Organic Light-Emitting Diode. OLED – это сильно модифицированные IPS-матрицы. На сегодняшний день они всё чаще встречаются в мониторах, ноутбуках и телевизорах. Сильнее всего они распространены среди мобильных устройств. У них есть ряд преимуществ: например, отличительной чертой OLED является настоящий, глубокий чёрный цвет. Также они обладают широчайшим цветовым охватом, низким временем отклика и компактной конструкцией, которая не требует LCD-подсветки, так как пиксели светятся самостоятельно. Тем не менее, OLED-матрицы известны своими недостатками. В первую очередь, их давняя проблема – выгорание (которое выражается в «отпечатывании» статичных элементов интерфейса). Также «болезнью ОЛЕД-ов» является ШИМ (Широтно-импульсная модуляция, которая выражается в мерцании дисплея на низких уровнях яркости, что приводит к быстрой усталости глаз).
Само собой, все не так просто, и выбор дисплея не ограничивается выбором одной из приведенных выше технологий. У каждой «касты» есть свои вариации, которые являются инструментами маркетинга почти что каждого игрока рынка. Тем не менее, это также важные частности, на которые следует обратить внимание при выборе дисплея. Например, существует «ветка» TN-матриц «TN+film», или же, допустим, VA-подобные матрицы могут быть построены по технологиям MVA или PVA. Подобные аббревиатуры используются отдельными производителями и зависят исключительно от их нейминга. Статья станет в несколько раз длиннее, если попытаться указать в ней все аспекты выбора матрицы. Здесь же мы рассмотрели лишь основные их вариации.
В сухом остатке, за последние 20 лет средства отображения визуального контента сильно преобразились. Теперь практически каждому из нас доступно увидеть кино так, как этого задумывал режиссер, или же рассмотреть фотографии, которые в деталях передадут атмосферу прошлой поездки в Сочи.